Здравствуйте.
Выбор готового бизнеса, в сравнении с созданием собственной фирмы, хорош только и исключительно одним – налаженностью рабочих процессов и возможностью получать прибыль «сразу», без месяцев раскачки. Налаженность рабочих процессов поможет понять, как бизнес работает на практике, как построена система управления и мотивации людей, как надо выстраивать отношения с государством. Как работает столь сложно функционирующий механизм из многих частей, в каждой из которых собственник должен «по чуть-чуть», но уметь разбираться.
По этой же причине первый покупаемый бизнес, если до того вы не успели отработать семь-десять лет на руководящих постах в отрасли, надо выбирать «попроще». С малым набором взаимодействующих друг с другом частей механизма. И, последовательно изучая его на практике и получая прибыль, «добрать» все необходимые знания. После чего перейти к более сложному и более прибыльному делу.
Но начинать, при отсутствии большого опыта, всегда стоит с простейших компаний.
В статье расскажем, как такую простейшую компанию найти, оценить и приобрести. Расскажем на примере, объясним, как купить готовый бизнес продуктовый магазин.
Оцениваем условия аренды для магазина
В девяти случаев из десяти, если не в девяноста девяти из ста, малые продуктовые магазины арендуют помещения, а не работают на собственной площади. Поэтому первое, что вам нужно выяснить у владельца бизнеса – условия аренды. Еще до всех финансовых показателей, обсуждения логистики и прочего.
Договора аренды можно разделить на три типа. Первый – договора с краткосрочной арендой, до 11-ти месяцев, без «автоматического» продления договора, без пролонгации. Второй – договора на 11-ть и более месяцев с включением возможности пролонгации. Наконец, третий, редко, но встречающийся в крупных городах тип аренды – долгосрочный, от двух-трех лет.
Из всех выбранных предложений купить готовый бизнес продуктовый магазин первым делом отберите те, у которых договора с долгосрочной арендой. Такие договора позволят хотя бы пару лет не задумываться о выделении из прибыли резерва под возможный рост стоимости аренды. А рост бывает значительным – арендодатели часто бывают «щедры» и добавляют 30-40% к стоимости аренды в начале года.
Следом рассматривайте те предложения, у которых в стандартный договор аренды на 11 месяцев включена возможность пролонгации. Где-то в половине случаев подобные договора заключают крупные девелоперские компании, которые зарабатывают на «масштабе», на большом количестве арендаторов. Такие компании не заинтересованы в частом выбытии арендаторов, поэтому при пролонгации повышают стоимость аренды, рассчитывая надбавку в несколько процентов поверх ставки инфляции – перекрыть возможные потери и обеспечить минимальную прибыль.
Если же владелец коммерческой недвижимости – не крупный девелопер, то предложения покупки продуктового с такими владельцами лучше рассматривать в последнюю очередь. Как и предложения с краткосрочными договорами без пролонгации.
С условиями аренды всё. Далее надо разобраться с с расположением магазина и рекламой. Разбираемся в следующей части статьи, не пропустите.